(запись беседы мебельного мастера Алексея с Патриархом Кириллом)
))) в 2019 году текст без смеха уже нельзя прочитать после брегетов, нанопыли и других приключений Гундяева
Реставрация седалища Патриарха Кирилла
За долгую свою карьеру мебельных дел мастера приходилось мне выполнять множество самых разных, и, порой, неожиданных заказов. Потому я особенно и не удивился обращению хозяйственной службы Елоховского Собора для ремонта и приведения в надлежащий вид седалища, которое должны были установить для Патриарха возле Алтаря в Чистый Четверг**. Седалище так седалище, мне разницы нету: любую свою работу я делаю с душой и только с отменным качеством.
Заказ, правда, доставил хлопот! Пришлось и в литературе специальной покопаться, и на розыск материалов необходимых время затратить. Но, нет сегодня такого материала, которого невозможно купить, и нет таких знаний, которых нельзя постичь. Работа, кропотливая и не терпящая спешки, к середине апреля была закончена.
Шестнадцатого апреля, рано утром, привез я полностью отреставрированное седалище в Елохово, чтобы передать его ктитору храма, Николаю Семеновичу Капчук. Я специально подгадал для сдачи работы именно Чистый Четверг, зная, что в этот день здесь будет присутствовать Настоятель православной Церкви. Хотелось посмотреть вблизи на Патриарха Кирилла, который, как мне было известно, должен был проводить эту службу. Я духобор по вере, но личность Кирилла, безусловно, заслуживает уважения, и я не раз с удовлетворением слушал его воскресные проповеди по телевидению. Упустить возможность посмотреть на него «вживую» я не мог.
Работа моя была принята сразу. Более того, скажу без ложной скромности, я услышал множество приятных для меня, как для мастера, слов восхищения и почти восторженных оценок вида обновленного седалища. Но с оплатой попросили обождать до конца службы. Впрочем, остаться, чтобы посмотреть на чин освящения воды и омовения ног иерархам, проводимый Патриархом, входило и в мои планы. Поэтому, такое предложение не вызвало у меня никаких возражений. Торжественность службы и праздничной атмосферы, царившей в Соборе, как всегда блестящая проповедь Кирилла, безусловно, меня впечатлили. Даже, несмотря на то, что православным я не являюсь, в эти минуты я не мог не молиться вместе со всеми.
Но служба закончилась, любопытство мое было удовлетворено, и я направился за получением причитающегося мне вознаграждения. И тут меня ожидал сюрприз: оказалось, что Кирилл, заинтересованным искусным исполнением реставрации седалища, выразил желание поговорить с мастером, его проводившим. Меня подвели к Патриарху. Увидев некоторое недоумение в его глазах по поводу того, что не подошел под благословение, я пояснил, что являюсь по вере духобором, а здесь я лишь затем, чтобы сдать работу.
- Что же, - ответил Патриарх, - Бог един, а как ему служить, каждый выбирает сам. Главное, чтобы вера была искренней и исходила из души. Судя по тому, как вы отнеслись к просьбе о восстановлении седалища, и с каким тщанием ее исполнили, ваша Вера крепка. - Разве для того, чтобы делать хорошо свою работу, надо обязательно верить в Бога? - О да! Я в этом нисколько не сомневаюсь. Разве можно создать вещь, радующую людей, не руководствуясь в своей работе, пусть даже и неосознанно, Верой? Профессия мебельных дел мастера существует тысячелетия. Разве это не доказательство, что она угодна Богу? - Множество профессий существует тысячелетия, и имена их представителей дошли до нас со времен Христа. Упоминаний же о мебельщиках я что-то не припомню…. - Помилуйте, хотите я вам назову имя мебельных дел мастера, жившего за много веков до Христа? - Конечно! - Разве вы его не знаете сами? Ной! - Ной? Почему же он мебельщик? - А разве вы думаете, что создав Ковчег, он не позаботился об удобствах его пассажиров? – Кирилл улыбнулся и продолжил, - Тысячи лет назад все было проще, но мебель точно так же, как и сегодня создавали из дерева, а потому первых мебельщиков просто звали плотниками да столярами. Вы знаете, о ком эти слова: «И, придя в отечество Свое, учил их в синагоге их, так что они изумлялись и говорили: откуда у Него такая премудрость и силы? не плотников ли Он сын? не Его ли Мать называется Мария…»? - Об Иисусе. - Именно! Иосиф, муж Марии – матери Иисуса был плотником! И, вполне вероятно, как и прочие представители его профессии в то время, занимался изготовлением мебели. Вы читали у Пушкина: В глуши полей, вдали Ерусалима, Вдали забав и юных волокит (Которых бес для гибели хранит), Красавица, никем еще не зрима, Без прихотей вела спокойный век. Ее супруг, почтенный человек, Седой старик, плохой столяр и плотник, В селенье был единственный работник. И день и ночь, имея много дел То с уровнем, то с верною пилою, То с топором….? - Конечно, ориентироваться на Пушкина в создании образа Иосифа не совсем корректно. Но то, что воспринималось ранее под понятием «плотник» вполне показательно. А святой Фома, известный более как «Неверующий»? Вы знаете, что он тоже плотником был? Вот вам и имена. Я был несколько ошеломлен таким напором и не нашелся даже, что сразу и ответить. Кирилл, между тем, продолжал: - Впрочем, разве так уж важны имена? Сколько безымянных представителей самых разных профессий служили человечеству. Разве не ваш безымянный коллега срубил два тысячелетия назад Крест – место казни Христа и символ нашей веры? Я вынужден был лишь молча согласиться. Речь Патриарха напоминала красочный фейерверк: Пушкин и Святое Писание, удивительные для меня повороты и выводы…. Неожиданно Кирилл сменил направление разговора: - Вот мы все об именах. А, кстати, как называется ваше предприятие? Вы впечатлили меня своей работой, и, думаю, мы продолжим наше сотрудничество. - «Ясная Поляна». - Вот как? Вы почитатель графа Толстого? Ах, да. Лев Николаевич духовный вдохновитель духоборов. Я не ошибаюсь? - Нет, не ошибаетесь. Учение духоборов близко учению Толстого. Мы относимся к нему как к своему духовному учителю. - Великий был человек и писатель. И истинный христианин. - Но ведь он был отлучен от Православной Церкви…. - Я не имею право обсуждать и осуждать решения Святого Синода, когда бы они ни были приняты. Но гением Толстого я восхищался всегда! Знаете что? Давайте тот факт, что мастерская с таким «говорящим» названием «Ясная Поляна» под руководством духобора работала на благо Православной Церкви, будем считать неким символическим примирением Церкви с Толстым…. Весь путь домой и несколько дней по возвращении из Елоховского Собора я находился под впечатлением разговора с Патриархом. И до того симпатичный мне Настоятель Православной Церкви, открылся с новой стороны. Как простой, но мудрый человек, готовый на равных разговаривать с такими же простыми людьми, пусть даже и не разделяющими его веру. Ну, а седалище, неожиданно ставшее поводом к «символическому примирению» великого человека с Церковью (да простит меня Лев Николаевич за эту вольность), как и обещал Кирилл, оказалось не последним заказом. Наше сотрудничество с Богоявленским Собором успешно продолжилось….
**Великий четверг, именуемый на Руси также "чистым", посвящается воспоминанию Тайной вечери, на которой Спаситель омыл ноги своим ученикам, показав тем самым пример братской любви и смирения.
После почти 20-летнего перерыва патриарх Московский и всея Руси Кирилл возобновил древнюю традицию: 16 апреля 2009г., после утреннего богослужения в Богоявленском соборе Москвы он совершил древний чин омовения ног 12 священнослужителям, символизирующим апостолов. Основанием чина служит рассказ апостола Иоанна Богослова о том, как Христос "встал с вечери, снял с Себя верхнюю одежду и, взяв полотенце, препоясался. Потом вылил воды в умывальницу и начал омывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан". Эта практика не является обязательной и зависит от личного выбора каждого архиерея. Например, патриарх Алексий II в бытность предстоятелем не совершал в Великий четверг чин омовения ног, в то время как его предшественник патриарх Пимен соблюдал эту традицию, равно как и митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим, духовный учитель нынешнего патриарха Кирилла.
А. Любченко мебельный мастер, Ясная Поляна 2009 год
Реставрация седалища Патриарха Кирилла